Иван Башлаков
12.02.2020
8458

Доступно о протоколе SIP

Говоря о IP-телефонии, можно часто услышать такие понятия как SIP-связь, SIP-телефон, SIP-протокол. Что же такое SIP? Аббревиатура SIP расшифровывается как Session Initiation Protocol — протокол установления сеанса связи. В данной статье мы разберемся подробно: о каких сеансах связи идет речь, где данные сеансы связи используются и каким образом происходит их активация. Сеанс связи это сессия, […]

Говоря о IP-телефонии, можно часто услышать такие понятия как SIP-связь, SIP-телефон, SIP-протокол. Что же такое SIP?

Аббревиатура SIP расшифровывается как Session Initiation Protocol — протокол установления сеанса связи. В данной статье мы разберемся подробно: о каких сеансах связи идет речь, где данные сеансы связи используются и каким образом происходит их активация.

Сеанс связи это сессия, при которой происходит обмен данными между двумя устройствами. Например, звонок одного абонента другому является сеансом связи. В контексте IP-телефонии мы говорим об устройствах, которые общаются между собой по некой сети, доставка данных  в которой осуществляется в формате пакетов. Наиболее популярным сетями с пакетной передачей данных в настоящее время являются сети, построенные на инфраструктуре протокола IP, например, Интернет. Чтобы начать такую сессию передачи голосовых данных, необходимо отправить сигнал от одного устройства другому, в этом нам и помогает протокол SIP.

Рассмотрим как происходит активация сессии: для создания звонка абонент “A” отправляет абоненту “Б” сообщение о том, что он хочет установить сеанс передачи данных. Абонент “Б” может ответить как приемом сеанса, так и отказом, либо перенаправлением на третьего абонента “В”. В случае приема сеанса, абонент “А” начинает передачу данных. После того, как данные переданы, абонент “А” отправляет сообщение о завершении сеанса и, после того, как абонент “Б” подтверждает завершение диалога, сеанс разрушается. Важно отметить, что сеанс связи может быть установлен не только между двумя абонентами, но и между несколькими, образуя таким образом режим конференции. Заметим так же, что передача сообщений для установления сеанса связи, не является сессией, как таковой, она служит лишь для создания диалога между абонентами.

упрощенная схема звонка между двумя абонентами
упрощенная схема звонка между двумя абонентами

Мы рассмотрели как происходит создание сеанса связи, но это не единственная задача, которую выполняет протокол SIP. Рассмотрим, как происходит преобразование голоса при звонке в двоичные данные, которые могут быть обработаны транспортными протоколами и переданы в IP-пакетах по сети.

В IP-сетях существуют различные стандарты и протоколы для передачи определенных типов информации. Сигнальная информация о создании сеанса связи передается между участниками сессии по протоколу SIP, данные же доставляются благодаря протоколу RTP. Но RTP не является единственным транспортным протоколом, по которому можно передавать мультимедиа при звонке. Могут использоваться также технологии UDP или TCP.

обмен пакетами между абонентами IP-сети
обмен пакетами между абонентами IP-сети

После того, как сессия установлена, голосовые данные с помощью кодеков преобразуются в двоичный код и передаются по сети к получателю. На стороне получателя происходит обратное кодирование данных и они становятся доступны для прослушивания человеком. Как уже упоминалось, доставкой данных занимается протокол RTP. Но RTP является лишь транспортным протоколом и не несет информации о том, какие кодеки должны применяться для конвертирования информации, а также о том, установлена ли связь между абонентами. Именно эти вопросы решает протокол SIP.  По данному протоколу в заголовок каждого IP-пакета, в котором передается мультимедиа данные, добавляется информация о кодеках, а также об абонентах, между которыми эти данные передаются. Таким образом технология SIP не только устанавливает сеанс передачи данных, но и контролирует их кодирование и производит регистрацию абонентов.

вложение данных SIP и RTP в IP-пакет
вложение данных SIP и RTP в IP-пакет
упрощенная схема обработки данных для доставки
упрощенная схема обработки данных для доставки

Возможности SIP позволяют создавать сессии передачи данных, управлять ими, перенаправлять и изменять их прямо во время звонка. Все что для этого нужно — изменить адрес назначения абонента в заголовке IP- пакета. Стоит отметить, что адресация в протоколе SIP использует унифицированные идентификаторы URI, такие же, какие являются общепринятыми в сети Интернет. Первая часть идентификатора содержит номер абонента или его логин, вторая домен в ip-сети, либо его ip-адрес. Обычно, они имеют следующий формат: логин абонента@доменное имя/ip-адрес. Получив такие идентификаторы от сервера регистрации, абоненты образуют так называемую SIP-сеть.

            Стоит отметить, что протокол SIP спроектирован так, что два абонента могут общаться между собой без использования каких-либо промежуточных участников. Но на практике, из соображений эксплуатации, были введены дополнительные элементы сессии, которые позволяют управлять сеансами связи, регистрировать абонентов, производить их поиск и решать другие сопутствующие задачи. Общение между всеми участниками SIP-сети происходит в виде обмена сообщениями, формат которых определен протоколом SIP. При этом запросы имеют вид текста, а ответы закодированы в виде числовых значений. Для того, чтобы не создавать повышенную нагрузку на сеть, предусмотрена передача этих сообщений в сжатом виде.

упрощенная схема создания сеанса связи с использованием протокола SIP
упрощенная схема создания сеанса связи с использованием протокола SIP

Вывод

Подводя итог, определим, что SIP это протокол, описывающий то, каким образом абоненты в IP-сети могут устанавливать и завершать сеансы связи.Он не принимает непосредственного участия в передачи голоса при звонках, но делает эту передачу возможной.

Кейсы внедрения
Asterisk от VoxLink
Узнайте, какие крупные компании уже используют Asterisk в работе.
Скачать
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Остались вопросы?

Я - Компаниец Никита, менеджер компании Voxlink. Хотите уточнить детали или готовы оставить заявку? Укажите номер телефона, я перезвоню в течение 3-х секунд.

VoIP оборудование


ближайшие курсы

10 доводов в пользу Asterisk

Распространяется бесплатно.

Asterisk – программное обеспечение с открытым исходным кодом, распространяется по лицензии GPL. Следовательно, установив один раз Asterisk вам не придется дополнительно платить за новых абонентов, подключение новых транков, расширение функционала и прочие лицензии. Это приближает стоимость владения станцией к нулю.

Безопасен в использовании.

Любое программное обеспечение может стать объектом интереса злоумышленников, в том числе телефонная станция. Однако, сам Asterisk, а также операционная система, на которой он работает, дают множество инструментов защиты от любых атак. При грамотной настройке безопасности у злоумышленников нет никаких шансов попасть на станцию.

Надежен в эксплуатации.

Время работы серверов некоторых наших клиентов исчисляется годами. Это значит, что Asterisk работает несколько лет, ему не требуются никакие перезагрузки или принудительные отключения. А еще это говорит о том, что в районе отличная ситуация с электроэнергией, но это уже не заслуга Asterisk.

Гибкий в настройке.

Зачастую возможности Asterisk ограничивает только фантазия пользователя. Ни один конструктор шаблонов не сравнится с Asterisk по гибкости настройки. Это позволяет решать с помощью Asterisk любые бизнес задачи, даже те, в которых выбор в его пользу не кажется изначально очевидным.

Имеет огромный функционал.

Во многом именно Asterisk показал какой должна быть современная телефонная станция. За многие годы развития функциональность Asterisk расширилась, а все основные возможности по-прежнему доступны бесплатно сразу после установки.

Интегрируется с любыми системами.

То, что Asterisk не умеет сам, он позволяет реализовать за счет интеграции. Это могут быть интеграции с коммерческими телефонными станциями, CRM, ERP системами, биллингом, сервисами колл-трекинга, колл-бэка и модулями статистики и аналитики.

Позволяет телефонизировать офис за считанные часы.

В нашей практике были проекты, реализованные за один рабочий день. Это значит, что утром к нам обращался клиент, а уже через несколько часов он пользовался новой IP-АТС. Безусловно, такая скорость редкость, ведь АТС – инструмент зарабатывания денег для многих компаний и спешка во внедрении не уместна. Но в случае острой необходимости Asterisk готов к быстрому старту.

Отличная масштабируемость.

Очень утомительно постоянно возвращаться к одному и тому же вопросу. Такое часто бывает в случае некачественного исполнения работ или выбора заведомо неподходящего бизнес-решения. С Asterisk точно не будет такой проблемы! Телефонная станция, построенная на Asterisk может быть масштабируема до немыслимых размеров. Главное – правильно подобрать оборудование.

Повышает управляемость бизнеса.

Asterisk дает не просто набор полезных функций, он повышает управляемость организации, качества и комфортности управления, а также увеличивает прозрачность бизнеса для руководства. Достичь этого можно, например, за счет автоматизации отчетов, подключения бота в Telegram, санкционированного доступа к станции из любой точки мира.

Снижает расходы на связь.

Связь между внутренними абонентами IP-АТС бесплатна всегда, независимо от их географического расположения. Также к Asterisk можно подключить любых операторов телефонии, в том числе GSM сим-карты и настроить маршрутизацию вызовов по наиболее выгодному тарифу. Всё это позволяет экономить с первых минут пользования станцией.